Вторник
26.11.2024
05:32
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сообщество Писателей-Фантастов

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Мэрисьюфобия
    Illidan1995Дата: Суббота, 05.01.2013, 18:13 | Сообщение # 1
    Владыка Хаоса
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 385
    Репутация: 32767
    Статус: Offline
    Источник: samlib.ru/i/iskous/140618101930322216021033.shtml
    Далеко не все толком понимают, что такое "Мери Сью", но у многих прочно засело в мозгу, что это плохо. А для некоторых аффторов, вроде Молодых Талантливых Дэффочек (МТД) нет большего оскорбления, чем назвать вышедшую из-под их пера героиню Мерисьёй. Но дэффочкам, как правило, наплевать, насколько их героиня соответствует означенному статусу. Они в любом случае сделают её такой, какой захотят, согласно своему виденью, и не будут мучиться подобными вопросами. А всех несогласных накажут банном, личными оскорблениями и кучей объяснительных статей, в которых будет дотошно расписано, почему при всём имеющемся ассортименте достоинств и личных удач, их героиня всё-таки не Сья.

    Но есть аффтары, которые специально всеми правдами и неправдами стараются во что бы то ни стало, не сотворить себе мерисью. При том, чего именно их пугает: мнение какого-нибудь случайного критика, или нелюбовь к профессионалам - точно неизвестно. Известно другое. В сознании такого аффтара прочно засело, что Мэри Сью - это нереально крутая героиня, обладающая всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами. Самая-самая во всём, абсолютно во всём! И чтобы ненароком не создать такой персонаж, аффтары всячески пытаются наделить героя мыслимыми и немыслимыми недостатками, чтобы, не дай Бог, не получился умным и красивым, потому как писать надо про обычного, совершенно обычного человека! А обычные - они неказисты на вид, глупы и обязательно ленивы.

    Самое интересное, что такие аффтары прекрасно понимают, что с их "совершенно обычным человеком" вряд ли может случиться что-нибудь реально интересное, достойное книжного сюжета. Вряд ли зауряд и лентяй окажется там, где кипят события и требуются решительные действия. А даже если и окажется, то при первой же возможности оттуда сбежит и спрячется, предпочтя скучные будни и полное бездействие. Поэтому "самому обычному человеку" придумывают какую-нибудь профессию, располагающую к подвигам, обязывающую находиться где-нибудь в центре интересной интриги. И так появляются на свет отважные лётчики, не умеющие водить самолёты; беспристрастные следователи, совершенно не смыслящие в криминалистике; хладнокровные хирурги, падающие в обморок при виде крови; успешные журналисты, которые ничем не интересуются и профессиональные волшебники, совершенно не умеющие колдовать. Обычные люди, ничего не скажешь!

    Вот только перед здравомыслящим читателем невольно встаёт вопрос: как этих самых "обычных людей" допустили до их не совсем обычных, можно сказать, героических профессий, требующей не только эрудиции и умения, но ещё и ответственности и инициативы? Понятно, в продажном обществе такое возможно. Особенно если у героя есть состоятельный покровитель.

    Дарья Донцова обходит эту проблему. Она наделяет свою героиню инициативой, да такой, что любой профессионал обзавидуется. Такой героине профессионалом быть не надо, потому что одна только инициатива заставит совать всюду свой нос, искать приключений и действовать, не спрашивая чьего-либо разрешения. Вот только, обойдя одну проблему, автор прямиком вляпывается в другую. "Самая обычная" женщина, как это и положено любому зауряду, совершенно не блещущая умом, оказывается обладательницей необъяснимого обаяния и патологического везения. Перед героиней благосклонны все, и бандиты в законе, и состоятельные люди, и циничные бюрократы, и хулиганы-беспризорники, все расположены к ней и всячески помогают.

    А если у такой героини и найдутся реальные враги, то свести с ней счёты врагам обязательно помешает какая-нибудь случайность. Если злодей прижмёт героиню в тёмном закоулке, вознамерившись убить, обязательно в самый последний момент из люка появится отважный сантехник, который придёт на помощь, либо совершенно неожиданно злодею на голову с крыши свалится кирпич. Таким образом, в критических и опасных ситуациях героиня выживает не благодаря смекалке и благоразумию, а благодаря везению, которое порой выглядит до ужаса неправдоподобно.
    Ещё неправдоподобнее получается, когда подтуповатая героиня в некоторых ситуациях нежданно-негаданно вдруг начинает хорошо соображать, или проявляет совершенно не свойственную для себя эрудицию. В общем, образ получился неправдоподобный, картонный и роялистый, но его спасает менталитет, близкий и понятный представителю целевой аудитории, состоящей большей частью из скучающих домохозяек и офисного планктона.

    Но вернёмся к ничего не умеющим профессионалам, любящим спокойную размеренную жизнь и всячески бегущим от приключений. По сути говоря, то, что они из приключений выходят живыми - уже даже не везение, а рояль в чистом виде. Делая героя "совершенно обычным" как по области интересов, так и по физическим возможностям, аффтары часто забывают о том, что такие герои ничего не способны противопоставить даже заурядному уличному хулигану, который берёт не искусством боя, но банальной агрессивностью.

    А противников, как ни странно, авторы выбирают действительно серьёзных. По крайней мере, они заявлены как серьёзные. Бандиты, ниндзя, профессиональные (опять же) маги, или маньяки-садисты, которых полиция ищет уже многие годы, не может найти. И вот когда все эти злодеи начинают нападать на нашего "совершенно обычного героя", аффтары почему-то забывают статистику гибели "совершенно обычных людей" от "совершенно обычных преступников".

    У таких аффтаров, хрупкая девушка на высоких каблуках легко убегает не то чтобы от обычных гопников, а умудряется обдурить хорошо подготовленных террористов, крутых магов и японских ниндзя, убежать на острых шпильках от гепардов и марафонских бегунов. А если героиня и попадёт в лапы садисту, то у того найдётся куча причин, чтобы расправу отложить на потом. Притом, все эти причины выглядят до безобразия топорно, неблагоразумно и даже неестественно.
    Пытаясь создать героя не-мерисью, авторы доходят до маразма. Особенно, когда "обычный герой" профессионал, но по уровню компетентности не может соперничать со школьником-двоечником, и ведёт себя такой "профессионал" не умнее случайно попавшей на чужое рабочее место обезьяны. Если это химик, он приходит в дикий восторг при виде подозрительной жидкости, бурлящей в пробирках, суёт в эту самую жидкость свои любопытные пальцы, а потом пробует их на вкус языком. Если следователь - то хватает предметы на месте преступления совершенно голыми руками, и ещё начинает ими жонглировать на потеху публике. Когда про подобных героев читаешь, никак не верится, что они здесь работают, всё выглядит так, словно поиграть пришли. И невольно задаёшься вопросом, как этот химик до сих пор не отравился, и почему следователя до сих пор не посадили в тюрьму, потому как его отпечатки пальцев подозрительным образом обнаружились на уликах.

    Хотя, возможно, парадокс разрешается просто. Если главным героем может оказаться ничего не умеющий профессионал, то, следует ожидать, что его противники ничем не лучше. Бандиты не умеют стрелять, наёмные киллеры исповедуют заповедь "не убий", садисты не на шутку сентиментальны, а ещё боятся тараканов и мышей. И вообще злодеи у таких аффтаров в душе белые и пушистые, любят детей и домашних животных. Просто так почему-то получилось, что их интересы противоречат интересам главного героя, заключающимся в том, чтобы полежать на диване с газетой и кружкой пива, и поплевать со скуки в потолок.

    И всё-таки, почему аффтары скорее предпочтут весь этот картон и полное отсутствие логики, вместо того чтобы сделать злодеев по-настоящему злыми, а героев по-настоящему умными и профессиональными?

    Может быть, боятся, что такие персонажи слишком далеки от народа?

    А может быть, дело в том, что уровень развития аффтара не позволяет ему выйти за рамки своей обыденности, разобраться в том, как всё на самом деле бывает, и хотя бы немного подумать логически?

    Вот только, хочешь или не хочешь, а получается что "самые обычные люди" никто иные, как завуалированные Мери Сью. Потому что в тех ситуациях, в которые авторы бросают своих совершенно не подготовленных к этому героев, такие типажи должны если не умереть, то серьёзно пострадать как физически, так и морально. Но, вопреки логике, этого не происходит. А раз логика нарушена - Мери Сью имеет место быть, как аффтар себя ни обманывай, как ни доказывай себе и всему миру, что его герой - самый обычный человек...
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: