Illidan1995 | Дата: Суббота, 05.01.2013, 16:57 | Сообщение # 1 |
Владыка Хаоса
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
| Ислам (араб. الإسلام [al-ɪsˈlæːm]) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В арабском языке слово «ислам» — отглагольное существительное, образованное от глагола سلم, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.
Согласно хадисам пророка Мухаммеда, ко всем народам отправлялись пророки и посланники (всего около 124 000 пророков), которые вели их по монотеистическому пути, но со временем люди отходили в сторону заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю, пророк Мухаммед считается последним, после которого не будет других пророков.
Учение
Аллах
Аллах — Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, согласно мусульманским воззрениям, никто не обладает этими качествами. Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность.
Имя «Аллах» образовано из определённого артикля «Аль-» и слова «Илях» — «Тот, Кому поклоняются», «Достойный поклонения». Арабы, исповедующие другие авраамические религии — например, христиане, используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу. В арабском тексте Библии слово «Бог» переведено как «Аллах» или как «Рабби» (Господь). Имя 'Элах ('Элох, 'Элоах) встречается в Ветхозаветной книге Бытия. Обычно, когда речь идет об исламе, для обозначения Бога применяется слово «Аллах», даже в неарабоязычной среде. В доисламской Аравии, у язычников, Аллах считался единственным Творцом, но поклонялись идолам для приближения к Аллаху, приписывая Богу сыновей и дочерей.
Сущность Аллаха
Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Валерия Порохова в комментариях к каноническому Корану характеризует Аллаха «отправным элементом всего сущего, первоисточником всякой жизни и в Своем безусловном совершенстве не обладает сущностью…». Аллах дал все сущее из ничего и наделил это мерой[15]. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах с точки зрения всех верующих мусульман единственный творец и повелитель всех форм живого и неживого, всех явлений и законов природы.
Всё в мироздании с точки зрения Ислама совершается только по воле Аллаха, так как только он обладает абсолютной волей и могуществом и ничто не происходит без его ведома. Согласно взглядам верующих-мусульман Аллах видит и слышит всё непостижимым для человека образом, и невозможно скрыть что-либо от его взора. Кроме Аллаха, с позиции мусульманской веры, других богов не существует, и единственным объектом для служения и поклонения является только он. В Коране высказано, что только служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми. Все иные культы, суеверия, поклонение стихиям и мифическим персонажам с мусульманской точки зрения — тягчайшие грехи перед Аллахом, которые он прощает лишь при искреннем раскаянии.
Коран
Коран (Qur’an)— священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов-двунадесятников, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для всех мусульман.
Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и более 6200 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид). В Откровениях мединского периода больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т. д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству — «Мы направили тебя, Мухаммед, посланником только как милость к обитателям всех миров».
Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий значительные отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.
« Мы каждому из вас предначертали Устав (для жизни) и дорогу (к свету). И если бы желал Господь, Он сделал бы вас всех одним народом, Но (волею Своей Он хочет) испытать вас (на верность в соблюдении того), что Он вам даровал. Стремитесь же опередить друг друга в сотворении благого, К Аллаху — возвращение вас всех, Тогда Он ясно вам покажет Всё то, в чём расходились вы! »
Стоит отметить что на роль связующего звена между Библией и Кораном (помимо растиражиранного в ходе межконфессионального противостояния Евангелия от Варнавы) может также претендовать ранний христианский апокриф входивший в первый канон книг Нового Завета Пастырь Гермы традиционно датируемый II веком, (точнее даже его часть, — «Девятое подобие»). Детальный комментарий к этой главе сделал Н. И. Лихушин в электронном издании «Пастырь Гермы как связующее звено между Библией и Кораном» (2010 год) которое в основном лишь воспроизводит текст печатного издания М., «Присцельс», 1997 года, и лишь в «Девятом подобии» встречается заметное число авторских комментариев. Со стороны Корана нет необходимости искать связь так как о ней говорится довольно часто. Но вот со стороны Библии такая связь незаметна и это проблема — все же Коран был написан на шесть столетий позже написания последних книг Библии.
Мухаммед
Мухаммед (ок. 570 год — 8 июня 632 года) — пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Мусульмане верят в то, что через Мухаммеда Бог ниспослал народам мира новую религию — ислам — в завершённом виде, а также Коран — последнее Божественное Откровение. Согласно постулатам ислама, Мухаммед — последний посланник Божий, после него посланников не будет до дня Страшного Суда. Мухаммед происходил из мекканского племени курайш. Его родословная восходила к пророку Аврааму и его сыну Исмаилу.
Откровение снизошло к пророку Мухаммеду, когда ему было 40 лет. Речения, которые ему сообщал согласно преданию архангел Джабраил, Мухаммед пересказывал своим сподвижникам. Позднее они были собраны и записаны его секретарями и составили священную книгу мусульман — Коран. Благодаря проповедям и усилиям первых мусульман ислам постепенно стал распространяться среди населения Мекки. Мухаммед активно выступал против суеверий, критиковал язычество. Язычники, защищая свои обычаи, оскорбляли мусульман и насмехались над ними, преследовали их, пытали и даже убивали. После этого мусульмане решили переселиться из Мекки в Медину.
В Медине Мухаммед провозгласил братство всех людей, независимо от их племенной, национальной или расовой принадлежности. Он также объявил о превосходстве Божьих Законов, которыми должны были руководствоваться все мусульмане в своей личной и общественной жизни. В Медине было образовано первое в истории мусульманское государство. Вместе со своими приверженцами в 629 году Мухаммед бескровно завоевал Мекку.
Мухаммед умер в 632 году, оставив после себя величайшее наследие. Исламская религия, постулаты которой он сформулировал, оказала большое влияние на развитие мировой цивилизации. Современники Мухаммеда утверждали, что он вёл скромный образ жизни, довольствовался только самым необходимым, был справедливым, кротким, прощающим, терпеливым, отличался несравненной щедростью и великодушием, бесстрашием и отвагой.
Столпы веры
Понятие «ислам» тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера» (иман). Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:
Вера в Аллаха — творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
Вера в ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
Вера в Священные писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду божественные откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Таурата (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных книг, кроме Корана, искажены.
Вера в пророков (посланников) божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммед.
Вера в Судный день. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).
Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с его знанием. Человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.
Столпы ислама
Столпы ислама сводятся к следующим пяти постулатам:
Шахада — соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама: «ашхаду ал-ля иляха илля л-Лаху уа ашхаду анна Мухаммадан расулю л-Лах» («Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Аллаха»). В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в единого и единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммеда достаточно для принятия ислама.
Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. В разных мазхабах эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).
Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.
Саум (тюрк. ураза) — соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
Хадж — совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.
Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.
Ислам как образ жизни
Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.
Личность
Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры.
Семья
Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.
Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.
Мораль
Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:
Правдивость (ас-сидк). Надёжность и верность (аль-амана). Искренность (аль-ихлас). Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис). Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр). Сила нравственная и физическая (аль-кувва). Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх). Скромность (аль-хайя). Достоинство и самоуважение (аль-изза). Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм). Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт). Щедрость (аль-джуд валь-карам). Терпение (ас-сабр). Разумное управление своими средствами (аль-иктисад). Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф). Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль). Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.
Взаимоотношения между людьми
Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.
Люди Писания
«Людьми Писания» (араб. اهل الكتاب, Ахль аль-Китаб) мусульмане называют последователей иудаизма и христианства, а также назореев и сабеев (сура 2:62). Этим термином приверженцев упомянутых религий отделяют от так называемых язычников. Люди Писания имели право свободно исповедовать свою религию в исламском государстве. Мусульманам запрещено оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство. Разрешено иметь с ними родственные связи тех (в частности, разрешено было жениться на женщинах из людей Писания которые были в своей религии до пророчества Мухаммеда) и деловые отношения.
Люди Писания в Коране и Сунне, а впоследствии и целым рядом мусульманских духовных деятелей подвергаются последовательному осуждению за неприятие ими последнего пророка (с точки зрения ислама) Мухаммеда, отказ от строгого монотеизма, искажение ими (конечно, с точки зрения самих мусульман) священных книг, отступление от «истинной веры» и т. д. Их религии в мусульманской доктрине истинными и спасительными не считаются, в средние века им часто предписывалось носить даже особые отличительные одежды, как и иудеям, хотя данные меры были невсеобъемлющими в мусульманском мире, а отношения к последователям иных вер в разное время и в разных обстоятельствах было различным.
Мечети
Мечеть (masjid)— сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети — это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами. При единстве функциональных элементов планировка и декорация мечети отражают национальные традиции.
Ислам по странам
Ислам — одна из трёх мировых религий. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире (после христианства).
Исламское право
Шариат («прямой, правильный путь») — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Источники Шариата — Коран, Сунна, иджма, кыяс и иджтихад. Последние три источника признаются не всеми мусульманскими правоведами, кроме того разные направления мусульман под «сунной» могут понимать разные тексты.
Слово «шариат» встречается во многих аятах Корана; различные его формы употребляются не только по отношению к современным исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен — например к Закону Мусы (Моисей). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные положения сохранялись — старые Законы включались в новые и обогащались новыми положениями. Последний Закон — Шариат пророка Мухаммеда — отменил все предыдущие и останется единственно истинным до дня Страшного Суда.
В соответствии с ниспосланными Аллахом Откровениями, все практические предписания Шариата можно разделить на три категории:
относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им (ибадат); регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право); устанавливающие наказания за правонарушения.
Теория равенства
Исламское вероучение учит тому, что все люди на земле равны. Опираясь на фразу Пророка Мухаммеда: «Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и чёрным, и люди равны между собой как зубцы гребня». В Коране говорится: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый».
Отношение к рабству
Принявший ислам — часто освобождался от рабства. Однако в позднейшее время в ряде мусульманских стран все же процветала работорговля (так же как это имело место в Европе и её колониях) — лидировала Османская Империя 15-19 веков. В средние века в мусульманских странах сложилась такая же феодальная система, как и в Европе, разве что с меньшей долей политической раздробленности, а вследствие этого в реалиях существовало и рабство и различные формы крестьянской зависимости. Однако, как вышесказано, если раб принимал ислам его освобождали. В средневековой Восточной Африке даже сложился развитый литературный мусульманский язык африканцев — суахили — от арабского sahil — берег, этот язык образовался из различных диалектов и языков банту, но с арабскими культурными терминами и арабским письмом, в качестве языка прибрежных жителей-африканцев, значительная часть которых первоначальна была вольноотпущенниками, принявшими ислам во время рабства и возвратившимися на родину после освобождения.Поныне, однако, в Судане и в особенности в Мавритании (которая последней в 20 м веке его отменила) сохраняются пережитки рабства, однако эти явления не только несогласны с нормами ислама, но прямо им противоречат. Практика гаремов с эпохи Арабского Халифата и наложницы, содержащиеся в них — также давали повод говорить о рабстве, тем боле, что в Османской Турции до конца 19ого века были «девичьи» рынки, где продавали девушек в наложницы не только в гарем Османского султана, но и ряда его вельмож. Однако, согласно исламу, количество жен ограничивается четырьмя.
Например авторитетнейший в шиитской среде Великий аятолла Макарем Ширази говорит[44] писал, что «Ислам упразднил рабство, но сделал это не сразу, а постепенно, на что были причины. С момента своего возникновения ислам предоставил в распоряжение мусульман чёткую и последовательную программу для отмены рабства и постепенного освобождения всех рабов. Эта программа разработана таким образом, что её претворение в жизнь не вызовет никаких негативных последствий в обществе».
Во всех современных стран с преобладающим мусульманским населением рабство официально запрещено светским законом — то есть адатом и не одобряется духовенством
Символ ислама
Символом ислама было принято знамя таухида (Единобожия), на знамени приведена шахада, что означает: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Его».
Во времена пророка Мухаммеда и войн против Джахилии использовалось знамя таухида чёрного цвета, после окончания войн против арабских язычников и создания халифата цвет знамени был перенят на зеленый и стал государственным флагом Арабского халифата, по сей день является государственным флагом Саудовской Аравии. Чёрное знамя осталось боевым, и до сих пор используется в военном Джихаде, что во многих странах считается экстремистским.
После образования Османской империи символикой религии ислам ещё стал полумесяц с звездой. Но многие мусульмане(в частности сунниты) считают это нововведением в религию, и против всяческих нововведений тем самым и символов, ведь согласно исламскому убеждению что всякое нововведение ведет в огонь, если это делается сознательно, а также указывают на то что язычество с подобного и начиналось.
Исламская философия
В Исламе сформировалось множество философских школ. Основные направления:
Калам Восточный аристотелизм (фальсафа) Джадидизм Исламский либерализм (евроислам)
В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа:
классический, или средневековый (VIII—XV вв.); позднее Средневековье (XVI—XIX вв.); современность (вторая половина XIX—XXI вв.).
Ислам и наука
Многие исламские богословы считают, что Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны. Эта связь означает священный долг постижения научных знаний для мусульман, так как сам Коран рассматривает окружающий мир и природу как знамение Аллаха. Именно с таким пониманием наука развивалась в исламской цивилизации, в течение многих веков, до колонизации мусульманского мира. По мнению некоторых историков, современные научные методы были впервые разработаны именно исламскими учеными, такими как Ибн ал-Хайсам (известный на западе как Альхазен). Роберт Бриффаулт утверждает, что сама наука, в современном смысле этого слова, возникла внутри исламской цивилизации. Считается, что на разработку научных методов они были вдохновлены Кораном и Сунной.
Однако в средние века многие восточные ученые выступали против любых религиозных догм, в том числе мусульманских. Кроме того существует точка зрения, что остатки Александрийской Библиотеки были сожжены по приказу халифа Омара, которое восходит к труду Chronicon Syriacum сирийского епископа XIII в. Григория Бар-Эбрей (Gregory Bar Hebraeus Abu al-Faraj), эта точка зрения утверждает, что уцелевшие остатки античных рукописей погибли в VII—VIII веках при установлении господства арабов-мусульман в Египте, однако достоверных сведений об этом не сохранилось. Существует лишь предание: халиф Умар ибн Хаттаб дал повеление полководцу Амру ('Amr 'ibn 'al-'Ās) сжечь Александрийскую библиотеку, решив следующим образом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». По этому поводу историк Халифата В. О. Большаков критически пишет:
Специалисты хорошо знают, что это всего-лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок — уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки.
Мусульманскими учёными (арабами и жителями Средней Азии), которые познакомились с античным (научным наследием Древней Греции) были дальше глубоко развиты такие науки, как математика (включая сферическую геометрию и тригонометрию), логика, биология, медицина, астрономия, физика, география. Историки утверждают, что наука в исламской цивилизации процветала, но к 16 веку начинается спад. Исследователи выделяют следующие причины спада:
« Имеются внешние факторы, большинство из которых сводится к наследию колониализма, которое мешало исламским странам активно развиваться. Колониализм грабил колонии, расхищая их блага, что привело к их обнищанию и культурной отсталости, следы которых остались до сегодняшнего дня. Большинство народов исламского мира еще страдает от проблем, которые оставил после себя колониализм.»
Критика ислама
Критика ислама возникла уже во время начала деятельности Мухаммада — сначала со стороны мекканских язычников, позднее — со стороны жителей стран, подвергавшихся мусульманской экспансии. Позднее возникла критика как внутри мусульманского мира, так и со стороны иудейских и христианских авторов.
Ранние критики из числа христиан, жившие до 1000 гг. н. э., склонны были рассматривать ислам в качестве радикальной христианской ереси. Позднее критика возникла как внутри самого мусульманского мира, так и со стороны иудейских и христианских авторов].
В частности, объектами критики становились следующие вопросы:
нетерпимость ислама к критике со стороны (джихадизм, исламский фундаментализм и терроризм), отношение к предполагаемым ересям и еретикам, отношение к отступникам от ислама согласно шариату; моральность поступков Мухаммеда, как в его личной жизни, так и в общественной деятельности; подлинность и моральность содержания Корана; права человека в современных исламских странах (женщины в исламе, касты в исламских странах Южной Азии и др.) противодействие исламского духовенства ассимиляции мигрантов из мусульманских стран в США и Европе.
|
|
| |