Вторник
26.11.2024
02:35
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сообщество Писателей-Фантастов

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Кришнаизм
    Illidan1995Дата: Суббота, 05.01.2013, 16:50 | Сообщение # 1
    Владыка Хаоса
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 385
    Репутация: 32767
    Статус: Offline
    Кришнаизм — термин, которым называют группу религиозных течений внутри вайшнавизма, основанных на поклонении Кришне. Термин «кришнаизм» преимущественно используется для описания культа Кришны в рамках вайшнавизма, тогда как термином «вайшнавизм» или «вишнуизм» также называют традиции индуизма, основанные на поклонении Вишну. В русском языке термин «кришнаизм» часто используется в более узком значении: им называют гаудия-вайшнавизм — одну из традиций кришнаизма, основоположником которой был индуистский святой и реформатор Чайтанья (1486—1534).

    Кришнаизм базируется на таких индуистских текстах, как «Бхагавата-пурана» и «Бхагавад-гита». По мнению учёных, самая ранняя форма кришнаизма возникла в период, предшествовавший началу распространения буддизма в Индии и появлению христианства. Это был культ Кришны-Васудевы, достигший своего расцвета в регионе Матхуры за несколько веков до н. э. Второй по значимости и времени появления традицией кришнаизма считается культ пастушка Говинды или Гопалы. Позже получил распространение культ Балы-Кришны — поклонение Кришне как божественному ребёнку. Новейшим элементом кришнаизма принято считать культ Радхи-Кришны — поклонение Кришне как возлюбленному пастушек гопи, среди которых особое положение занимает Радха, почитаемая как женская ипостась Кришны.

    Первые попытки проповеди культа Кришны на Западе были предприняты в 1900-е годы в США Преманандой Бхарати и в 1930-е годы в Европе учениками Бхактисиддханты Сарасвати из Гаудия-матха. Кришнаизм приобрёл значительное количество последователей за пределами Индии только во второй половине XX века, в основном благодаря проповеднической деятельности гаудия-вайшнавского гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанной им религиозной организации «Международное общество сознания Кришны».

    Определение

    Многие называют кришнаизм более общим термином вайшнавизм, который ассоциируется с Вишну. Вайшнавизм — это монотеистическая традиция, иногда называемая «полиморфическим монотеизмом» в котором множество ипостасей изначального Бога, единой божественной сущности, принимают различные формы. В кришнаизме изначальной ипостасью Бога считается Кришна. В традициях кришнаизма, отношения между Кришной и его преданными гораздо более близкие и интимные в сравнении с традициями вайшнавизма, основным объектом поклонения в которых является четырёхрукий Нараяна или Вишну.

    Внутри вайшнавизма, заметна значительная разница между кришнаизмом и остальными течениями, в которых Вишну принимается как Верховный Господь, воплотившийся на земле как Кришна, тогда как в кришнаизме Кришне поклоняются как сваям-бхагавану или «изначальной верховной ипостаси Бога», одной из экспансий которого является Вишну. Некоторыми учёными кришнаизм рассматривается как одна из ранних попыток сделать философский индуизм привлекательным для масс.

    Наиболее распространённая в современном индуизме форма кришнаизма возникла в начале XVI века в Бенгалии и получила известность как гаудия-вайшнавизм. Основоположником этой традиции выступил бенгальский святой и религиозный реформатор Чайтанья Махапрабху. Значительным событием в истории как гаудия-вайшнавизма, так и кришнаизма в целом, стало основание Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1966 году Международного общества сознания Кришны.

    Объект поклонения

    Основным объектом поклонения в кришнаизме является Кришна. Описывается, что у Кришны тёмная кожа, подобно цвету грозовой тучи. Его изображают как мальчика-пастушка, играющего на флейте или как юношу-принца, дающего философские наставления в «Бхагавад-гите». Существуют определённые различия в понимании личности и деяний Кришны между различными индуистскими традициями, каждая из которых даёт свою трактовку священных текстов. Однако существует и ряд аспектов, общих для всех направлений индуизма.

    Кришна и истории связанные с ним играют важную роль в разных философских и богословских традициях индуизма, приверженцы которых верят в то, что Бог является для своих преданных в самых различных формах, в зависимости от того, как они желают видеть Его и поклоняться Ему. К этим формам или ипостасям принадлежат аватары Кришны, описываемые в различных священных текстах вайшнавизма. Однако формы Кришны не ограничиваются аватарами, — говорится, что экспансии сваям-бхагавана неисчислимы и не поддаются описанию в ограниченных рамках писаний какой-либо религиозной традиции.

    Ранние исторические свидетельства

    Основным святым местом паломничества практически всех традиций кришнаизма принято считать Вриндаван, который является одним из самых крупных центров поклонения Кришне. Такие места в районе Вриндавана как Говардхана и Гокула уже много тысячелетий ассоциируются с Кришной и его лилами. Многие миллионы бхакт или преданных Кришны, посещают эти места паломничества каждый год и принимают участие в ряде фестивалей, связанных с деяниями Кришны на земле.

    С другой стороны, Голока считается вечной духовной обителью Кришны, которого в таких школах вайшнавизма, как Нимбарка-сампрадая, Валлабха-сампрадая, Сваминараян и гаудия-вайшнавизм почитают как сваям-бхагавана. Это понимание личности Кришны и его обители основывается на таких священных текстах индуизма, как «Брахма-самхита» и «Бхагавата-пурана».

    Священные писания

    Хотя каждая традиция кришнаизма имеет свой собственный канон, все они базируются на таких популярных классических санскритских текстах индуизма как «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана». Как сам Кришна говорит в «Бхагавад-гите», закладывая базу для всего кришнаизма:
    « A из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Моё мнение.»
    « Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство.»

    В таких традициях кришнаизма, как гаудия-вайшнавизм, пуштимарга и Нимбарка-сампрадая Кришне поклоняются как изначальной ипостаси Бога (сваям-бхагавану). Такое понимание Кришны базируется на «Бхагавата-пуране», где в конце списка аватар говорится:
    « Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная Личность Бога. »

    Не все комментаторы «Бхагавата-пураны» принимают подобную трактовку, однако большинство традиций, в которых центральным объектом поклонения является Кришна, а также современные комментаторы подчёркивают значимость этого текста (1.3.28).

    Средневековый гаудия-вайшнавский богослов Джива Госвами называл его парибхаса-сутра, или «тезисным утверждением» на котором базировалась «Бхагавата-пурана» и всё богословие.

    В другом отрывке из «Бхагавата-пураны» (10.83.5-43) жёны Кришны рассказывают Драупади о том, как «сам Господь» (сваям-бхагаван, «Бхагавата-пурана» 10.83.7) взял их себе в жёны. Описывая различные эпизоды, жёны Кришны называют себя его преданными.[67] В 10-й песне «Бхагавата-пураны» описываются детские лилы сваям-бхагавана Кришны. Кришна предстаёт там как всеми обожаемый Бог-младенец (Бала-Кришна), взращенный пастухами Вриндавана на берегу реки Ямуны. Маленький Кришна развлекается воруя масло у соседей и играя в лесу со своими друзьями мальчиками-пастушка́ми. Временами он демонстрирует беззаботный героизм, защищая Вриндаван и его обитателей от демонов. Но самым важным эпизодом являются любовные игры Кришны с девочками-пасту́шками гопи. Используя своё божественное могущество, Кришна распространяет себя во множество форм, уделяя максимум внимания каждой из гопи. Описывается, что гопи были настолько влюблены в Кришну, что единственным их желанием было служить ему. Эта любовь, достигающая своего апогея в период разлуки с Кришной, когда тот отправляется в очередную героическую миссию, рассматривается как наивысшее проявление бхакти, как пример наиболее возвышенного уровня любви к Богу.

    Кроме общих для всех традиций поклонения Кришне текстов, таких как «Бхагавата-пурана» и «Бхагавад-гита», каждая отдельная традиция кришнаизма следует своим собственным священным писаниям.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: