Illidan1995 | Дата: Суббота, 05.01.2013, 16:38 | Сообщение # 1 |
Владыка Хаоса
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
| Дзогчен, дзогпа ченпо, махасандхи (тиб. rdzogs pa chen po; санскр. महसंधि, mahasaṃdhi IAST, с тибетского языка можно перевести как «великое совершенство», «великая завершённость», «всецелая завершённость») или ати-йога, маха ати, санти маха, махасанпатра, махашанти, махабинду, тигле ченпо, — практическое учение, представляющее собой важнейшую часть школы ньингма тибетского буддизма, Дзогчен применяется и в других школах тибетского буддизма и в традиции бон.
Значение термина и правописание
Иногда в переводах на западные языки дзогчен понимают как название традиции или систематизированного учения, что не соответствует действительности. Полное совершенство (тиб. дзогчен) обозначает изначальное состояние индивида достигаемое или раскрываемое в созерцании. Методы позволяющие раскрыть это состояние условно называются учением дзогчен, то есть учением о великом совершенстве.
Санскритский термин ати-йога и тибетский термин дзогпа ченпо или сокращенно дзогчен являются именами нарицательными и поэтому по правилам русского языка пишутся с маленькой буквы. В случаях, когда слово «дзогчен» является частью имени человека или титула, а так же названием монастыря или организации и т. п. оно пишется с большой буквы, как имя собственное.
История дзогчен
Вопрос исторического происхождения дзогчена не до конца ясен, имеются несколько гипотез.
Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений. Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже). Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии. Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте других религий.
В Кулаяраджа-тантре (тиб. Кунджед Гьялпо) говорится, что учение Будды состоит из 9 колесниц и ати-йога или великое совершенство (тиб. дзогчен) считается высшей колесницей, прямо и безошибочно ведущей к полному пробуждению. Эта тантра была переведена на тибетский язык с санскрита в 8 веке[источник не указан 289 дней] и сохранилась в самой ранней по времени школе тибетского буддизма Ньингма (школа «старых переводов»), которая возникла в начале распространения буддизма в Тибете и считает своим основателем самого Падмасамбхаву.
Согласно истории, описанной Вималамитрой в конце VIII века в тексте «Сердечная сущность Вималамитры», было двенадцать древних учителей Дзогчена.[1] Первый Учитель — Кхеу Нангва Сам Гьи Ми Кхьяб Па, второй Учитель — Кхеу О Ми Трук Па, третий Учитель — Джам Пал Джигпа Кьёб Пай, четвертый Учитель — Щонну Ролпа Нампар Цева, пятый Учитель — тот, которого также называют «Шестым» Буддой Ваджрадхарой, шестой Учитель — Щонну Пао Тобдэн, седьмой Учитель Дрангсонг Тропей Гьялпо, восьмой Учитель — архат Сер О Дампа, девятый Учитель — Цэва Ролпей Лодро, десятый Учитель — Будда Кашьяпа, одиннадцатый Учитель — Будда Нгодзог Гьялпо, двенадцатый Учитель — Будда Шакьямуни. В тексте утверждается, что будучи в форме Будды Ваджрасаттвы, он передал учения великого совершенства Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже).
Согласно преданию, первый учитель ати-йоги Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже) родился и учил в буддийской стране Уддияна (или Одияна). Существует множество сказочных историй об этом месте, в связи с чем принято считать, что Уддияна не существовала в реальности. Однако знаменитый ученый-историк и учитель дзогчен, профессор Намхай Норбу Ринпоче полагает, что Уддияна существовала в действительности. По мнению Намхая Норбу Ринпоче, Уддияна была северной частью Индии, располагалась на территории нынешней долины Сват в Пакистане, и подверглась разрушению в ходе исламского вторжения. Согласно этой версии, Гараб Дордже был исторической фигурой и жил, скорее всего, в первой половине первого тысячелетия н. э.; он учил дзогчен в период, когда Сутры Махаяны и многие Тантры Ваджраяны были уже распространены. Первым учеником Гараба Дордже стал Манджушримитра — индийский пандит университета Наланда, воспитанный на философии Читтаматры и практиках Ваджраяны.
В середине и второй половине 20ого века, когда тексты по дзогчен не были переведены, существовало мнение некоторых западных историков, что дзогчен появился вследствие влияния принципов Китайской школы чань (дзэн) (которая в свою очередь также пришла из Индии) на учения Ваджраяны. Сейчас, когда многие тексты дзогчен переведены на западные языки, эта версия представляется несостоятельной, поскольку большинство методов дзогчен и его терминология не имеют аналогов ни в чань, ни в Ваджраяне.
В традиции Бон, добуддийской религии тибетцев считают, что принцип дзогчен присутствовал в учении Бон еще до появления Индийского буддизма в Тибете. Некоторые учители дзогчен уверены, что бонское учение Shang Shung Nyen Gyu в своем первоначальном виде из 12 коротких строк представляет собой подлинный принцип учения ати-йоги и, очевидно, восходит к Тонпа Шенрабу — древнему учителю, основателю Бон из царства Шанг-Шунг.
|
|
| |