Illidan1995 | Дата: Суббота, 05.01.2013, 19:43 | Сообщение # 1 |
Владыка Хаоса
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
| Перу́н (др.-рус. Перунъ, белор. Пярун) — бог- Громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи Пророка (Ильи Громовника)[1]. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет». Збручский идол, X в. Одна из граней (в) верхнего яруса предположительно изображает Перуна (с конём и саблей) Атрибуты Перуна Оружие Перуна : «громовая стрела» (ископаемые наконечники стрел) или «чёртов палец» (камни-белемниты), стрела- молния, топорики-секиры[2], палицы. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, возникает гроза.[3] Передвижение: колесница Перуна, конь Перуна, а также, по мнению Б. А. Рыбакова, колесо Перуна («громовой знак», то есть колесо с шестью спицами).[4] Священное дерево: дуб. В грамоте галицкого князя Льва Даниловича, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ:[3] "...а отъ той горы до Перунова Дуба горе склонъ" Б. А. Рыбаков пишет: Дважды наука обогатилась находками подлинных священных дубов языческого времени . Первая находка была сделана в 1909 г. В 8 км от устья Десны близ Никольского монастыря из воды был извлечен ствол дуба около 20 м длины. Дуб погиб сравнительно молодым — судя по годичным кольцам, ему было около 150 лет. В свое время в толщу ствола были врезаны и успели врасти в древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти принадлежали молодым кабанам. Вторая аналогичная находка дубового ствола с кабаньими клыками была сделана в 1975 г., неподалеку от первой в Днепре, ниже устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной в 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня. Дата по С14 — примерно середина VIII в. н. э. День недели: четверг, у полабских славян он назывался «Перуновым днём». То, что четверг в архаичной традиции соотносился с грозой, подтверждается устойчивым выражением в современном русском языке «после дождичка в четверг».[3] Антропоморфный облик: согласно летописи, князь Владимир «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат…». Зооморфный облик: Дикий тур (огромный, могучий лесной бык)[источник не указан 337 дней]. Согласно Прокопию Кесарийскому (VI век), славяне своему богу-Громовержцу «приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды». Ассоциации и посвящения: неугасимый огонь, нижнее течение Днепра и верхнее течение Волхова, пороги — место сражения с Велесом [источник не указан 337 дней], которому посвящена другая часть соответствующей реки. Кроме того, с Перуном связывались холмы и горы. Южнославянские топонимы, в которых отражено имя Перуна , по большей части являются названиями лесистых возвышенностей и гор. В Киеве и Новгороде идолы Перуна стояли на холмах . В Третьей Новгородской летописи под 988 годом упоминается остров Перынь со святилищем на нём, посвящённом Перуну: ...и требища разори и Перуна посече, что в великом Новеграде стоялъ на Перыни Существование этого древнего святилища подтверждается археологическими раскопками, предпринятыми в середине XX века В. В. Седовым[3]. 2 августа (20 июля старого стиля) — Перунов день, он же Ильин день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В давнее время в этот день собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу — гнев Перуна
|
|
| |